отзывов пока нет
+380 (95) 809-78-22
Харьков, Харьков, Украина, Харьков
11
августа
2013

Налоговой предоставили право собирать ЕСВ и судиться по никчемным договорам

11 августа 2013 г.

Налоговой предоставили право собирать ЕСВ и судиться по никчемным договорам

     

     11 августа 2013 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением административной реформы» № 404-VII от 04.07.2013 г.

     В соответствии с указанным законом Налоговый кодекс Украины был приведён в соответствие с Указом Президента Украины от 24.12.2012 № 726/2012, которым Государственные налоговая и таможенная службы были реорганизованы в Министерство доходов и сборов Украины. Так из Налогового кодекса исчезло определение «органы государственной налоговой службы», которое было заменено термином «контролирующие органы», коими являются органы доходов и сборов.

     Кроме этого был расширен перечень функций и полномочий этих контролирующих органов.

     Так, бывшие «налоговые органы» получили полномочия по администрированию единого социального взноса, что до настоящего времени было привилегий Пенсионного фонда Украины. Теперь же оплата единого социального взноса и подача отчётности будет осуществляться в налоговые инспекции на местах, которые в свою очередь будут проводить проверки правильности, своевременности и полноты начисления и оплаты ЕСВ, а также взыскание недоимки и применение штрафных санкций за его неоплату или другие нарушения.

     Также согласно статье 20 НК Украины контролирующим органам вернули право обращаться в суд для признания спорных сделок недействительными, применения, определённых законодательством мер, связанных с признанием сделок недействительными, а также для взыскания в доход государства средств, полученных по никчемным договорам. Данное право по рекомендациям Президента Украины было исключено при принятии Налогового кодекса, поскольку на тот момент не соответствовало нормам Гражданского кодекса Украины.

     Субъектам хозяйственной деятельности хорошо известна практика попыток  налоговиков признания сделок никчемными, путём определения соответствующих выводов в актах налоговых проверок, что влекло за собой принятие налоговых уведомлений-решений о снятии налогового кредита. Однако, в большинстве случаев суды признавали принятые на основании таких актов уведомления-решения противоправными и отменяли их, указывая на то, что законом налоговые органы не наделены полномочиями признания сделок никчемными, а в силу предписаний Гражданского кодекса Украины должны обращаться в суд для взыскания в доход государства средств, полученных по никчемным договорам, ссылаясь на их никчемность (см. например Постановление Высшего административного суда Украины № К/9991/50772/12 от 14.11.2012 г.). Учитывая требования ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, которая позволяет органам государственной власти действовать исключительно в рамках полномочий предусмотренных законом, до настоящего времени налоговые органы не могли обращаться в суд с указанными выше требованиями, поскольку не были наделены таким правом. Теперь же такие права у налоговиков появились и не исключено, что к практике признания сделок никчемными в актах проверок добавиться практика обращения в суд для взыскания в доход государства средств, полученных по таким сделкам.

     Также указанным законом закреплено право налоговой милиции устанавливать местонахождение плательщиков налогов, проводить опросы их учредителей и должностных лиц. До настоящего момента такие права налоговой милиции регламентировались только внутренними приказами.

     Однако не обошлось и без хороших нововведений. Теперь согласно п. 56.22. статьи 56 Налогового кодекса Украины в случае наличия уголовного производства уведомление лица о подозрении его в совершении уклонения от уплаты налогов не может основываться исключительно на решении контролирующего органа до завершения процедуры его обжалования в административном или судебном порядке без каких-либо оговорок. Из указанной нормы исключили требование, которое ограничивало действие указанного на те случаи, когда такое уведомление о подозрении в совершении преступления основывалось не только на решении контролирующего органа, но и на других доказательствах.

Комментариев пока нет, добавьте комментарий первым.