отзывов пока нет
+7 (351) 220-04-69
Автодорожная улица, д. 6, Челябинск
6
апреля
2016

Управляющие компании в сфере ЖКХ обяжут выплачивать компенсации жильцам

С начала 2016 года управляющие компании (УК) начнут выплачивать штрафы жильцам за некачественно оказанные услуги и ошибки в счетах за коммунальные услуги. Причем суммы могут выйти значительными: до 30% от стоимости плохо выполненной работы и до 50% от незаконно начисленного платежа в квитанции.

Управляющие компании в сфере ЖКХ обяжут выплачивать компенсации жильцам

 

С начала 2016 года управляющие компании (УК) начнут выплачивать штрафы жильцам за некачественно оказанные услуги и ошибки в счетах за коммунальные услуги. Причем суммы могут выйти значительными: до 30% от стоимости плохо выполненной работы и до 50% от незаконно начисленного платежа в квитанции.

Меры по увеличению ответственности УК прописаны в недавно принятом ФЗ №176 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Положение о штрафах вступило в силу 28 декабря 2015 года. Инициатор поправок — Министерство строительства РФ, где уже давно думали, как заставить управляющие компании внимательнее следить за качеством своей работы. Если в 2014 г. основной проблемой было некорректный перерасчет уже проведенной оплаты, то в 2015 году лидировала тема платы за капремонт. А вообще, количество обращений с жалобами на управляющие компании в 2015 году  порядком выросло.

Нормы закона предполагают наложение штрафов на организации, виновные в нарушении непрерывности предоставления коммунальных услуг, а также  их качества.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, в соответствии с  Правительством РФ (ч.4 ст. 157 ЖК РФ в редакции ФЗ от 29.06.2015 № 176-ФЗ). 

Например, УК некачественно оказывает услуги, учитывающиеся в счетах, — это может касаться ремонта и уборки подъезда, обслуживания общедомовых коммуникаций, лифтов и т.п. — и не хочет устранять недоделки. В этом случае жильцы обращаются в жилищную инспекцию и могут рассчитывать на компенсацию в виде штрафа, который заплатит им УК.

Кроме того,  до сих пор управляющая компания, некорректно начислившая платежи, была обязана просто вернуть переплату. На практике получается ситуация: человек видит странно большие суммы в счетах, идет жаловаться в жилищную инспекцию по месту жительства, тратит нервы и время, а в итоге в лучшем случае всего лишь возвращает свои же деньги. Теперь же жильцы смогут не только вернуть излишки, но и получить своего рода компенсацию за моральный вред.

И все же, несмотря на весомые суммы переплат, которые жильцам удается вернуть, большая часть лишних денег все-таки остается в кармане у управляющих компаний. Главная проблема в том, что до тех пор, пока простой горожанин сам не пожалуется в жилищную инспекцию на коммунальщика, никакого перерасчета он не получит: штраф компанию, обслуживающую дом, обяжет заплатить только надзорный орган. Система работает в пассивном режиме: есть жалоба — есть ответ. А ведь далеко не всегда жители могут заметить неверный расчет. Небольшое увеличение суммы в квитанции мало кого заставит обратиться в жилинспекцию. Обычно туда поступают жалобы от людей, увидевших в платежках просто вопиюще огромные суммы.

Выходит, пока нет жалобы, не будет и штрафа. Не будет штрафа и в том случае, если, увидев невменяемую сумму в квитанции, потребитель решит не выплачивать ее, а пойдет разбираться в УК, и компания, сделав перерасчет, предложит ему заплатить корректную сумму. «Лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф… за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем», — говорится в новом законе.

 Так же поправки в Жилищный кодекс, решают и серьезную проблему контролирующих органов — бюрократию при получении жилищной инспекцией разрешения на внеплановые проверки. Часто оперативно проинспектировать работу УК просто не получалось. Не только жилищные инспекции, но даже Роспотребнадзор и Пожарный надзор постоянно сталкивались с ситуациями, когда прокуратура блокировала действие надзорного органа. Получить право на внеплановую проверку без разрешения прокуратуры было нельзя. В результате надзорные органы просто не могли качественно выполнить свою работу, а пострадавшие — вернуть деньги.

Новые поправки в Жилищный кодекс разрешают жилинспекциям проводить внеплановые проверки управляющих компаний без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления самой проверяемой организации. Теперь для этого им будет достаточно жалобы жильцов (п. 6 ст. 123.2 ЖК РФ  в редакции ФЗ от 13.07.2015 г. № 236-ФЗ).

Любой штраф дисциплинирует своего потенциального плательщика. Но с другой стороны, чтобы штраф был действенным, надо чтобы плательщик штрафа (это не относится только к УК, это относится ко всем) платил его из своей прибыли.

 Таких экономических требований в законодательстве, к сожалению, не содержится, прямых убытков от штрафа управляющая компания скорее всего не понесет, а вот все собственники дома, потому что других денег, кроме прямых платежей населения в системе ЖКХ, нет, понесут абсолютно точно.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что, к сожалению законодательные новеллы не смогут в достаточной мере решить проблему качества оказываемых услуг.

 

Комментариев пока нет, добавьте комментарий первым.