Случай из практики☝🏻
«Ну правда, мое терпение на исходе! И по-хорошему, и по-плохому – все перепробовали. Просто не представляете, что он вытворяет! В раздевалке всегда последний, но обязательно умудрится с кем-нибудь подраться; за обедом накрошить хлеб в тарелку к соседке - любимое занятие; а сказать, что он стоит на ушах в тихий час – это ничего не сказать. Я ему одно слово, а он мне в ответ десять. Но самое неприятное, что у нас ни один день не проходит без конфликтов с другими детьми.»😱
В первый же день моего, по возможности незаметного, наблюдения за маленькими «сорви голова» в группе, он с гордостью продемонстрировал все «подвиги» из своего арсенала. На следующий день состоялось наше первое непосредственное знакомство. Егорка – коренастый, плотненький, с умным, пытливым, лукавым взглядом.
- Ты кто? – уверенно, без тени смущения перед незнакомым взрослым поинтересовался мой новый знакомый.
Целый день я провела в группе с Егором. Он вел себя почти идеально. Почти ничего из того, что я наблюдала в первый день и о чем рассказывали воспитатели. Немного покапризничал во время обеда, немного пошалил, перед тем как заснуть. Но в остальном самый обычный мальчуган: немного шумный, немного непоседа – ничего из области «вы не представляете, что он вытворяет». Но стоило мне уйти из группы, все, чем он был славен, вновь вернулось😈
А еще через день мы познакомились с родителями Егора. Чудесная пара. Такое теплое, нежное, уважительное отношение друг к другу. Любящие, внимательные и понимающие по отношению к своему сыну.
Дедушка Егора был военным и старался воспитать из сына настоящего мужчину. Делал он это так как считал правильным и умел: жесткая дисциплина, послушание, нередко суровые физические наказания за провинности. Папа Егора дал себе обещание, что когда вырастит и сам станет отцом никогда не будет вести себя с сыном также.
👨🦳«…не хочу, быть таким как мой отец, чтобы моему сыну пришлось пройти через то, через что пришлось пройти мне…».
Несмотря на большую занятость на работе, независимо от своего самочувствия папа всегда находил возможность уделить время сыну: поиграть в любимые игры Егорки, повозится, почитать книжки. Он всегда старался слушать его, разговаривать и договариваться с ним. Никаких запретов, строгих правил и ограничений не существовало. Папа всегда старался идти за желаниями и мнением своего 4 летнего ребенка. Если на занятиях по плаванию тренер давал задание нырять за колечками, а Егор начинал брызгаться и утверждал, что достанет колечки позже, папа говорил: « Что Егор ребенок, а разве детство не лучшее время для того, чтобы делать то, что тебе действительно хочется».
Папа много работал и мог уделить сыну несколько минут перед сном и в выходные. Большую часть времени Егор был в саду или с мамой.
👫«…У меня не всегда хватает сил, времени и терпения, чтобы убеждать Егора как папа и давать ему столько внимания сколько папа. Бывает, я срываюсь и повышаю голос или требую выполнить что-то без дополнительных объяснений, но я стараюсь держать себя в руках. Мы с мужем стараемся придерживаться общей стратегии в воспитании».
Егор привык к тому, что его чувства, желания, мнения самое важные и ценные для его близких; к тому, что его потребности - центр жизни его семьи, людей которые его окружают. Когда Егорка стал посещать детский сад, он оказался в группе из 30 детей, для которых их мнения, чувства и желания также были самыми важными. Он больше не был центром жизни, окружающих его людей. Как любой ребенок мальчик хотел дружить, общаться и играть с другими детьми. Но у него не было опыта, а значит и навыка как в общении учитывать мнения, потребности и чувства другого, как делить внимание, которое принадлежал только тебе еще с 30 другими детьми. Поэтому у Егорки не получалась построить отношения с другими ребятам. Он расстраивался, злился и пытался получить то внимание, которого ему не хватало самым простым и эффективным способом: Разрушая постройки других детей, провоцируя и нарушая принятые в группе правила поведения. Пусть негативное, но внимание.⚠
Чем больше он использовал такую тактику, тем меньше у него было шансов на то, чтобы завести друга и Егорка стал чувствовать себя отчужденным, брошенным, одиноким и от этого только больше злился.
Четыре месяца каждый день мы с Егором учились играть и сосуществовать с другими детьми. Не только предлагать свои игры, но и участвовать в играх других детей, договариваться и следовать принятым правилам игры, быть внимательным и учитывать чувства и желания других. Мы учились принимать и понимать, что иногда, чтобы добиться желаемого, необходимо делать то, что надо, а не то, что хочется. Параллельно родители немного изменили систему взаимодействия с Егоркой. Папа стал больше говорить о собственных желаниях и чувствах: «Егорка, прости, но что-то у меня сегодня после работы очень болит голова. Давай поиграем немного позже или завтра!», « что-то мне эта игра немного надоела, может, поиграем во что-то другое?». Родители стали понемногу вводить некоторые правила и ограничения, принятые в семье.
Через четыре месяца Егор стал одеваться одним из первых, высиживал занятия, иногда с удовольствием, иногда нет выполнял задания, которые давал воспитатель на занятиях, засыпал минут через 20, у него появился первый в саду друг. Хотя, конечно ему много чему еще предстоит научиться.