ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И ЧАСТЫЕ ТРЕНЕРСКИЕ ОШИБКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ОТВЕТСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО Г. Д. ГОРБУНОВУ
Организация спортивной жизни еще очень далека от совершенства, да и суть спорта такова, что совершенства здесь достичь просто невозможно. Сколько тренеров, не выдержав этих непривычных, а часто и неестественных с гигиенической и психогигиенической точки зрения условий меняли характер и направление своей деятельности. А выдерживают и добиваются успеха учителя с личностными особенностями, далекими от стандартов обывательских представлений.
Талантливый учитель наделен даром самомотивации на пути самовыражения. Одной из особенностей выдающейся личности вообще является некоторая непредсказуемость поведения. Иногда это частицы, элементы гениальности, которые всегда находятся за границами стандартных путей, путей, гак сказать, обозначенных флажками.
Выполняющий неукоснительно инструкции, предписания, методики способствует сохранению существующего порядка, но никак не открывает новые пути в науке, искусстве, спорте.
«Выбросы» в поведении суперклассного учителя всегда шокируют окружающих. И каких только негативных эпитетов не сыплется в его адрес, особенно за глаза. Случается, что далеко не всегда правила хорошего тона или даже просто элементарный такт сопровождают его поведение. Да и истина вовсе не обязательно окажется на его стороне. Но он ищет. Он рассчитывает, пробует, проверяет, тестирует, провоцирует; играя как актер, меняет маски; дергая и лаская свою интуицию, слушает ее как музыкант, настраивающий инструмент. И вдруг выдает какой-то перл, иногда сам не понимая до конца его назначения.
Конечно, он тоже ошибается, ошибки режут и колют его не меньше, чем другого, но их он не боится, они его не останавливают, а только вливают новую энергию в его поиск. Он, как боец, окруженный врагами, от каждого удара свирепеет только больше и чаще всего находит пути из каждого, казалось бы, замкнутого круга проблем. Природа заложила в него рефлекс «антиординара», без которого, находясь на вершине достижений, просто невозможно двигаться вперед.
Известно, что умение видеть главное среди сотен проблем и задач составляет основу деловой, прогрессивной личности. Успеха достигает человек, умеющий ладить с людьми. Но выдающийся тренер и эти заповеди выполняет по-своему, даже в них рефлекс «антиординара» оказывается сильней каких- либо закономерностей. В этом главном учитель вначале наводит порядок, а потом ломает его, наводит новый порядок и опять все перестраивает. Он враг закостенелости, стандартности. Иногда кажется, что он получает высшее удовольствие от того, что рушит блоки структурно-системного здания в своей работе, с таким трудом созданное им же самим потому, что расчищает себе площадку для новых построений. И если в новом сезоне учитель работает по старой схеме, опытный спортсмен начинает сомневаться в успехе. В подобном стиле работы можно усмотреть немалую долю авантюризма.
Однако психологические основы авантюризма могут быть как положительными, так и отрицательными, равно как и его результат. И нередко малозаметная грань отличает хорошее от плохого в подобном стиле деятельности учителя. Но именно в этом суть поиска и риска, единства и борьбы противоположностей. Для творца вообще характерна готовность к риску. Основа здорового авантюризма состоит в том, чтобы не терять, постоянно видеть, чувствовать конечную цель, нередко очень высокую, очень трудно достижимую, но реальную.
Авантюризм, в основе которого лежит не авангардная перспектива развития, а надуманное фантазийное прожектерство, безусловно, может принести много вреда. Учитель-творец уверен в себе, в своих возможностях, но он должен быть уверен и в реальности своих максималистских устремлений.
Профессионализм на уровне ремесленника – это профессионализм мастера-исполнителя. По сути здесь оценивается качество реализации шаблона. Другое дело – профессионализм творца-созидателя. Он предусматривает постоянный рост и совершенствование, поиск новых путей, новых ресурсов, новых стратегий. В спорте очень важны оба типа «профи». Первые качественно готовят смену для элитного спорта. На высшем уровне спортивных достижений работают вторые.
Что же касается мотивации, то основным мотивом всей деятельности учителя являются результаты его учеников, его команды – критерий его профессионального, педагогического мастерства.
ЧАСТЫЕ ТРЕНЕРСКИЕ ОШИБКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ОТВЕТСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Ошибка 1. За несколько дней до соревнований, а еще лучше накануне, упорно указывать спортсмену на ошибки в технике или какие-то слабые показатели тренировочного процесса, сетуя на то, что совсем недавно у него было все в порядке.
Ошибка 2. Пытаясь мотивировать спортсмена, например, на хорошую серию незадолго до старта, напомнить ему, что этим надо наверстать нечто упущенное в предыдущие недели подготовки, когда он по болезни, лености или почему-то еще не выполнил запланированное.
Ошибка 3. Где надо и где вовсе не надо, особенно в присутствии спортсменов, сетовать на то, что какие-то атрибуты соревнований (например, костюмы, обувь, спортивные снаряды и т. д.) были получены не вовремя, плохого качества и к тому же не соответствуют требованиям или размерам.
Ошибка 4. Приехав на соревнование, слишком много говорить о том, что гостиница плохая, питание слабое, до спортсооружения долго добираться, зал вечно перегружен, да и качество их оставляет желать много лучшего, время для тренировок неудачное и т. д.
Ошибка 5. Чрезмерной заботливостью, бесконечным вниманием и опекой, особенно в режиме суетливости, демонстрировать спортсмену свою озабоченность, показывая сколь много вы для него делаете в этой ситуации. При этом не скрывать своего напряжения и волнения. Спортсмен увидит, как у вас дрожат руки, когда вы пишете, какой вы красный и потный, как неадекватно вы реагируете на простые ситуации и пр. А чтобы это было наиболее выразительно, надо просто забыть о том, что соревнование – это праздник, в котором самое главное – вдохновение, воодушевление и ожидание восторга.
Ошибка 6. Без конца раздражаться по любому поводу, скулить и быть занудой. Давая установки, быть многословным, старательно, в тысячный раз, объяснять спортсмену нечто ну очень, очень важное...
Ошибка 7. Как можно чаше говорить о важности и значимости предстоящего выступления, особенно конкретно напоминая, что можно получить в случае успеха и что упустить в случае неудачи, добавляя: «Я жду от тебя... Ты меня не подведи...» или даже ласковое: «Ты уж постарайся, пожалуйста».
Ошибка 8. Для более глубокого проникновения в суть предыдущего тезиса нужно провести собрание команды (особенно вечером, накануне стартов), на котором кто-либо из руководителей еще раз авторитетно напомнит об этом.
Ошибка 9. Нарушить привычный распорядок дня, в стремлении сделать все «как можно лучше».
Ошибка 10. Заметно изменить обычный характер общения, особенно старательно чередуя ласковое, нежное, заботливое обращение с раздражительностью, резкостью, грубостью.
Ошибка 11. Настраивать спортсмена не на процесс деятельности (что, как и когда нужно делать), а на результат. Особенно на результат «фантастический», абсолютно не соответствующий подготовленности спортсмена и его самооценке этой подготовленности. Как вариант, после разминки сказать ему: «А теперь возьми себя в руки и иди настраивайся на результат».
Ошибка 12. Всячески успокаивать спортсмена, в том числе чаще повторять: «Да ты не волнуйся», «Ни пуха ни пера» и пр.
Ошибка 13. В день соревнований, особенно в разминке перед стартом, корректировать технику.
Ошибка 14. Зайдя в комнату к спортсменам вечером, перед сном, сказать: «А вы почему еще не в постели? Уже 20 минут как вы должны были спать. Не выспитесь – и чего от вас ждать? Немедленно в постель и быстренько спать».
Ошибка 15. Не интересуясь мнением спортсмена, пригласить на соревнование родителей и, не зная, как они это будут делать, попросить их «поддерживать» свое чадо. То же касается любимых партнеров.
Ошибка 16. Постараться, чтобы накануне соревнования журналисты «навесили» на вашего ученика как можно больше медалей. И чтобы сам спортсмен давал интервью до соревнований, а не после них.
Ошибка 17. В случае неудачного выступления спортсмена всем своим видом демонстрировать недовольство и удрученным тоном сказать: «Столько времени на тебя угрохал, а никакого толку нет, да и вряд ли будет».
В большинстве случаев это действительно ошибки, но возможны и исключения: многообразие соревновательных ситуаций в сочетании с индивидуальными особенностями тренера или спортсмена, а также характера общения между ними иногда может такое поведение оправдывать. Другое дело, что в этих исключениях надо различать краткосрочный и долгосрочный эффект. Выиграв в малом, можно проиграть в большом.