Как нас стыдили в детстве.
Ниже следуют примеры взаимодействия между детьми и взрослыми, с которыми они росли, в результате чего у детей могли возникнуть чувства вины, стыда. Эти чувства человек может пронести через всю жизнь. Возможно это и о тебе!
1. Ребенок может испытывать чувство стыда, когда родители и другие взрослые, воспитывающие его, посредством слов или/и поведения давали ему понять, что он нежеланный. Ребёнок может получить такое сообщение ещё во младенчестве через ощущение того, как к нему прикасаются, как его держат, и как с ним взаимодействуют ухаживающие за ним взрослые.
2. Когда ребёнка стыдят и унижают публично, это откликается в нем усилением чувства стыда.
3. Когда проявляется неодобрение по отношению к ребёнку, как таковому, а не к определённому проступку или его поведению.
Например: «Ты – очень плохой мальчик», а не «Толик, мне не нравится, когда ты бъёш сестрёнку. Я понимаю, что тебе трудно, и ты не можешь добиться от неё желаемого, но я не хочу, чтобы ты опять бил её.
4. Когда для того, чтобы его принимали, ребёнку приходится скрывать какую-либо часть себя, также формируется стыд.
Примеры: Необходимость скрывать ошибки, потребности, радости, горести, болезнь, успех, слёзы.
5. У ребёнка формируется стыд, когда нарушаются эмоциональные и физические границы ребёнка, что происходит при физическом или сексуальном оскорблении в прямой или скрытой форме. У ребёнка не может развиться собственная личность, если между родителями и ребёнком не существует чётких границ. Физическое или сексуальное оскорбление, исходящее от окружающих ребёнка людей, ведёт к чувству, что «я не достоин любви, меня не принимают таким, какой я есть. Меня можно любить меньше, когда….». Кроме того, ребёнок растёт в мире секретов, чувствуя, что «я постоянно должен скрываться и прятаться от глаз других людей».
6. Когда дети чувствуют, что им негде уединиться, некуда спрятаться, то они вырастают с всепоглощающим чувством неадекватности и думают: «Должно быть, я на самом деле плохой человек».
Примеры: Родители, которые роются в вещах своих детей, подслушивают их телефонные разговоры, читают их письма или делают заявления типа: «Я знаю, что ты думаешь»…Если бы ты меня любил, ты бы мне обо всём рассказывал».
7. Если взрослые относятся безразлично или игнорируют важные для детей события или подарки, ребёнок испытывает сильное чувство стыда.
Примеры: Ребёнок целый день трудится, делая для мамы рисунок. Мать не находит времени, чтобы взглянуть на рисунок, убирает его, прячет в куче других вещей или говорит: «И что мне с этим делать?». Когда родители упорно не посещают важные для ребёнка мероприятия, не играют с ним в мяч, не ходят на вечеринки, организуемые для родителей с детьми или на спектакли, то у ребёнка развивается чувство, что он или она просто не очень важны.
8. Когда, сравнивая, ребёнок чувствует, что его родители чем-то отличаются от других, обладающих властью фигур в окружающем мире, ребёнок может начать ощущать стыд по отношению к своей семье, а через это начать стыдиться себя. Это чувство отличия иногда приводит к расколу, ребёнок разрывается, пытаясь быть верным семье и окружающему миру. Это приводит к тому, что ребёнок начинает скрывать какую-то часть своего мира и таким образом часть себя от другой своей части.
Примеры: Дети, родители которых являются иммигрантами, чья речь, обычаи и привычки отличаются от внешнего мира, в котором живёт семья. Дети национальных меньшинств, где в окружающем их мире, цвет кожи стал отождествляться с такими отрицательными качествами, как порочность, лень, бессилие или беспомощность. Дети, живущие в нищете, где недостаток денег или вещей заставляет их считаться неприемлемыми для общества.
9. Когда ребёнок чувствует, что родители или члены семьи имеют какой-то дефект или недостаток по сравнению с другими фигурами взрослых в его или её мире; у ребёнка развивается стыд.
Пример: Дети из семей, где один из членов алкоголик или наркоман, чьё поведение ставит ребёнка в неловкое положение и смущает. Дети из семей, где один из её членов умственно или физически неполноценен и где это отличие никогда не обсуждается, или же ребёнок не может выразить своё чувство смущения и неловкости по этому поводу.
10. Когда у ребёнка подорвано или разрушено доверие к фигуре значимого взрослого в результате его непосредственного поведения и пренебрежения ребёнком, то ребёнок испытывает замешательство относительно того «Где моё место и принадлежность и чего я могу ожидать от мира в целом». Это чувство рассоединённости или недостатка причастности приводит к возрастанию внутреннего стыда и изоляции.
11. Когда ребёнок растёт со взрослыми, испытывающими чувство стыда и собственного бессилия в мире, у ребёнка также развивается чувство стыда. Стыд заразен.
12. Когда ребёнка вынуждают чувствовать себя нежелательным, нелюбимым, порочным или никчёмным в более широком контексте школьного мира или общества, у такого ребёнка развивается парализующий его стыд.
Пример: Дети, испытывающие трудности при обучении чтению по причине необнаруженной неспособности к обучению, чувствуют себя ленивыми или глупыми благодаря поведению и высказываниям взрослых. Дети, которые из-за невнимания и пренебрежения дома приходят в школу в неподобающем виде и гигиеническом состоянии. В школе и в окружающем их обществе они оказываются в изоляции, терпят насмешки и взгляды, полные отвращения. К некоторым детям добронамеренные взрослые испытывают сочувствие, что усиливает их чувство ненадёжности и неуверенности, отсутствия уважения к себе и бессилия в окружающем мире.
13. Когда ребёнка постоянно обвиняют за поступки и эмоциональное состояние взрослых, несущих ответственность за воспитание ребёнка, и когда ребёнок никак не может понять, что от него ожидают, не говоря о том, чтобы выполнять эти ожидания, у него развивается калечащее его чувство стыда и вины.
Ребёнок чувствует: « Если бы я был умнее, сильнее, симпатичнее, тогда бы мои родители меньше пили, были бы счастливее и реже погружались в депрессию».
14. Когда ребёнок не может жить в соответствии с ожиданиями растящих его взрослых из-за того, что эти ожидания непоследовательны или нереалистичны для этого конкретного ребёнка в силу его возрастных способностей и особенностей или из-за того, что он просто человек – ребёнок чувствует себя никчёмным, нелюбимым, неудачником, ошибкой. Таким образом, образуется и увековечивается ядовитый стыд, лишающий человека силы.
15. Когда родители или взрослые, занимающиеся воспитанием ребёнка, используют в качестве дисциплинарной меры в ответ на поведение ребёнка молчаливое отвращение, ребёнок чувствует, что он весь, всё его существо – плохое, порочное. Когда молчаливое отвержение используется как наказание, то для ребёнка вероятность восстановления и исправления взаимоотношений очень мала. Ребёнок остаётся с чувством непоправимой вины за своё поведение и с парализующим его стыдом.
Пример: Толик приносит из школы домой записку, в которой говорится, что он подрался на перемене. Вечером он показывает записку родителям. Они читают записку и смотрят на Толика с отвращением. Со вздохом они кладут записку на стол текстом вниз. Родители толика уходят, оставляя его одного в комнате. То, что произошло в школе, не обсуждается. Завершения нет.
(Джейн Миделтон Мод «Стыд и вина».)