Транспорт — одна из ключевых отраслей народного хозяйства. От четкости и надежности его
работы зависит работа предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства,
настроение людей и их работоспособность. Производственное значение транспорта определяется
необходимостью перемещения грузов с мест производства в места потребления и дальнейшей
обработки.
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг
во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует
повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в
слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать
производство и потребителей.
Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что с одной стороны,
транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому
особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем,
что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для
процесса обращения.
Автомобильный транспорт – одна из важнейших отраслей экономики страны, которая развивается
как составная часть единой транспортной системы. Наряду с другими видами транспорта он
обеспечивает производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, а
также удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Постоянный рост объемов автомобильных перевозок и постоянное техническое обновление
автотранспорта требуют непрерывного совершенствования организации транспортного процесса.
Методы организации перевозок разрабатываются с учетом требования систем производства и
потребления, обслуживания автомобильным транспортом и на основе координирования действий
всех участников транспортного процесса – автотранспортных и транспортно-экспедиционных
предприятий, станций железных дорог, портов, складов и баз, снабженческо-сбытовых и торговых
организаций. Разработка и внедрение единых технологических процессов дают в результате
ускорение продвижения грузов и максимально эффективное использование подвижного состава.
В теории транспортного процесса грузовых и пассажирских перевозок имеется много общих
вопросов, для которых характерны одни и те же закономерности. Различие между ними
заключается в том, что транспортировка грузов является продолжением производственного
процесса, чем и определяются положения теории транспортного процесса грузовых перевозок.
Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по
своей природе и менее зависит от внешних факторов.
В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место
по объемам перевозок грузов и пассажиров.
Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде
отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс
был явно отрицательным – резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их
тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной
степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления
автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления
и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного
хозяйствования. Предприятия и организации остались один на один с рыночной стихией.